Первый
дважды
Герой
Советского Союза
Летчик-истребитель
Майор авиации
О нем
Родился 19 июля 1909 года в д.Боровцы, Минская губерния. Белорус.
Окончил 7 классов Железнодорожной школы п.Шумиха.
В 1932 году окончил 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в г.Оренбург.
С сентября 1932г. - младший лётчик 3-й эскадрильи 5-й авиационной бригады Киевского истребительного авиаотряда.
С декабря 1933 г. - командир звена 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилье им.Ленина на аэродроме Красногвардейск.
В 1934 году эскадрилья переведена в Забайкальский военный округ.
В 1935 г. возглавил рекордный перелёт шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево — Спасск-Дальний с посадкой в Хабаровске, выполнив его за 3 часа 10 минут..
В июле 1936г. был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учёбы оставлен в ней лётчиком-инструктором. Был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.
С 1938г. старший лейтенант Грицевец служил лётчиком-инструктором в Кировабадской школе особого назначения, известной как 20-я военная школа лётчиков. Готовил к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев.
С 6 июля 1938 года участвовал в боевых действиях в небе Испании. Летал на истребителе И-16. В августе 1938 года назначен командиром 5-й эскадрильи. Крайний боевой вылет Грицевца в небе Испании был 5 октября 1938 года. 26 октября 1938 года С. Грицевец покинул Испанию.
29 мая 1939 года группа из 48 опытных пилотов под командованием Героя Советского Союза Якова Смушкевича, среди которых был и Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол.
12 сентября 1939 года Грицевец и 20 других пилотов были отозваны на Украину для подготовки к Польскому походу РККА, который начался 17 сентября 1939 года.
16 сентября 1939 года из Болбасово в Мачулищи вылетели для получения боевого приказа командир 58-й авиационной бригады С. Грицевец на И-15 и помощник командира бригады майор В. Китаев на И-16. Посадка в Мачулищах отмечена в 17 часов 45 минут. Присутствовали на заседании Военного совета округа в Минске. В 19 часов 05 минут Грицевец и командир 21-го истребительного авиаполка этой же бригады майор Пётр Иванович Хара поднялись в воздух и взяли курс на Болбасово. Вскоре их догнал майор В. Китаев. До Борисова ведущим шёл Хара, но когда начало темнеть и видимость резко ухудшилась, вышел вперёд Китаев. Радиосвязи на самолётах не было. Об их вылете в Болбасово из Мачулищей сообщили только в 19 часов 55 минут, когда звено истребителей уже появилось в небе над аэродромом. Видимость была очень плохой — низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но по приказу военного инженера 2-го ранга Злобенца посадочные прожекторы оказались сняты и отправлены в тир, где в спешке пристреливались пулемёты самолётов И-153. Ночная разметка аэродрома выполнена под руководством коменданта аэродрома младшего воентехника Косторного с помощью керосиновых фонарей «летучая мышь» и костров. Майор Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, рядом с выложенным горящими фонарями, согласно правилам строго против ветра, посадочным «Т». После приземления он не направил свой самолёт на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей. Подрулив со стороны нейтральной полосы к посадочному «Т», Грицевец спросил у дежурного по аэродрому лейтенанта Арсентьева: «Самолёты все сели или нет?». В это время на нейтральную полосу начал садиться истребитель майора П. И. Хары. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, Грицевец дал полный газ, но было уже поздно.