19 июля 1909 года - День Рождения Сергея Ивановича Грицевца.

Минский аэроклуб имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца ДОСААФ

Открытие музея космонавтики, обновленного парка авиации
приуроченное к 90 летию образования аэроклуба

Минский аэроклуб ДОСААФ
19 октября 2024г. отметил 90-летие со дня создания


  На каждом историческом этапе Минский аэроклуб добивался максимальных результатов, воспитывая Героев и Чемпионов, асов летчиков. Среди тех, кто работал и получил подготовку в аэроклубе 17 Героев Советского Союза и два Героя Российской Федерации, шесть генералов авиации. В копилке спортивных достижений – титулы Абсолютных чемпионов и Чемпионов Мира, рекордсменов. В 2000-х усилия МАК сосредоточены на подготовке курсантов для военной и гражданской авиации суверенной Республики Беларусь. ***   Решение о создании аэроклуба в Минске было принято 15 февраля 1934 года на заседании Президиума Центрального Исполнительного Комитета БССР. С первых дней на новую организацию были возложены задачи Центрального аэроклуба республики. В его создании в качестве юридических членов принимали участие Центральный исполнительный комитет Белорусской ССР, а также Центральный совет профсоюзов БССР. Это был период наивысшего подъема интереса к авиации, вызванный героическим спасением челюскинцев, присвоением первой группе летчиков высшей награды страны – Герой Советского Союза. 13 февраля 1934 года во время дрейфа был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов ледокол «Челюскин». В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Спасатели совершили 24 рейса, последний – 13 апреля 1934 года. Летчики, вывезшие челюскинцев, стали национальными героями и первыми Героями Советского Союза. 12 августа 1934-го в Белоруссию прибыли летчик Герой Советского Союза М. Слепнев и челюскинцы – заместитель руководителя экспедиции И. Баевский, инженер-физик И. Факидов. Для встречи челюскинцев в город Борисов выехала делегация, в которую входили представители ЦС ПС Белоруссии, Минского горсовета, писатели и журналисты… Сопроваждали поезд с гостями от Борисова до Минска самолеты Минского Центрального аэроклуба. Такой стала первая публичная акция нового аэроклуба. В этот же день было опубликованно обращение рабочих заводов имени Ворошилова и «Большевик», которые сообщали о своем вступлении в юридические члены аэроклуба. Коллективы предприятий предложили присвоить аэроклубу имя Героев Советского Союза. Инициатива была конкретизирована, и Минскому Центральному аэроклубу (МЦА) присвоили имя Василия Сергеевича Молокова, полярного летчика, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», который в апреле 1934-го на самолете Р-5 совершил 9 полетов с посадками на ледовый аэродром и вывез из лагеря 39 человек. Вскоре, 18 августа 1934 года аэроклуб полным составом принял участие в первом масштабном 20-тысячном парада в Минске, посвященном Дню Воздушного Флота СССР.   В этот же день состоялась авиамассовка на аэродроме МЦА. В ее программу были включены митинг, показательные выступления, воздушные экскурсии. На первом массовом мероприятии аэроклуба присутствовали секретари ЦК КП(б) Гикало и Волкович, председатель СНК БССР Голодед, председатель ЦС ПСБ Ковальчук, руководители минских горкома и горсовета и тысячи минчан, которые готовы были оказать необходимую поддержку минским покорителям неба. ***   Первым руководителем МЦА был назначен начальника отдела авиации ЦС Осоавиахим БССР А. Соколовский. Уже в мае 1934-го аэроклуб начал вести практическую деятельность. С первых дней его работу налаживали летчики Скорб, Полеводов, планеристы А. Быков, Н. Васильева, летчик-парашютист А. Гладкий. Это были энтузиасты-первопроходцы, которые с полной отдачей выполняли свои задачи. Так Александру Гладкому приходилось обучать и новичков к первому прыжку, и инструкторов-общественников, и одновременно совершенствовать свое мастерство. В результате в 1937 году Александру Яковлевичу Гладкому первому в республике присваивается звание Мастер парашютного спорта СССР. Это звание было учреждено 19 августа 1934-го и присваивалось «за экспериментальную работу, за овладение парашютной техникой, за активность и инициативу в этом новом деле». Все, кто работал в то время в аэроклубе, стали первопроходцами в своей деятельности. Например, Клавдия Лабзо (по мужу Петрова) – первая, подготовленная в МЦА женщина-летчик. После окончания Гомельского автомеханического техникума Клавдия работала на Минской автодорожной станции. Без отрыва от производства по первому набору в МЦА обучалась летному делу, была тогда единственной девушкой в группе. В 1936 году окончила курсы летчиков-инструкторов в Витебске и вернулась работать в МЦА. К 1938 году штат аэроклуба пополнился новыми кадрами. Начальником аэроклуба стал Климов, начальником штаба – Шварц, заместителем начальника аэроклуба по летной подготовке – Виталий Скорб. Учлетов готовили командир звена Василий Петров, летчики-инструкторы Александр Чигирин, Иван Ипатов, Клавдия Лабзо, Анна Чекунова. Инструктором-парашютистом был Николай Васильев. Подготовку планеристов обеспечивали начальник планерной станции Максим Антонюк, инструкторы Александр Быков, Нина Васильева… Редкий случай, когда многолетняя история Mинского аэроклуба может быть проиллюстрирована судьбой одног человека – Александра Быкова, жизненный путь которого продлился более века (03.06.1912-10.06. 2015). В 1933 году слесарь-инструментальщик Александр Быков (на фото справа) окончил краткосрочные курсы подготовки инструкторов-планеристов и был принят в штат Минской планерной станции, а затем нового аэроклуба. В общей сложности Александра Петровича проработал в аэроклубе на разных должностях до 1 марта 1994-го, исключая годы Великой Отечественной войны, получается почти 54 года. Среди его воспитанников довоенного периода пять Героев Советского Союза. Некоторые курсанты Александра Быкова стали инструкторами аэроклуба. м Учитывая заслуги ветерана Минского аэроклуба, Александр Петрович Быков был первым удостоен высшей награды оборонно-спортивного общества Республики Беларусь «Почетный знак ДОСААФ». ***   В довоенный период Минский Центральный аэроклуб подготовил 7 выпусков летчиков. Большинство учлетов стали курсантами военных авиашкол. Те, кто получил парашютную подготовку, служили в ВДВ. Первым боевое крещение в масштабных воздушных сражениях на Халхин-Голе в 1939-м принял Николай Шутт. С 21 июля 1939 года в составе 56-го истребительного авиаполка он участвовал в беспрецедентных боях в районе реки Халхин-Гол. Там же, на Халхин-Голе, с 29 мая по 7 сентября 1939 года участвовал в боевых действиях против японских милитаристов и герой Испании белорус Сергей Грицевец (на снимке). Уже овеянный славой, удостоенный звания Герой Советского Союза за сражения в Испании и Монголии С. Грицевец, командир особой эскадрильи истребителей 70-го истребительного авиаполка совершил новые подвиги: выполнил 138 боевых вылетов, сбил 12 японских самолетов, в критической ситуации спас своего командира. За проявленный исключительный героизм 29 августа 1939 года Сергей Грицевец стал первым дважды Героем Советского Союза. О подвигах Грицевца знала вся страна, его примеру следовали молодые летчики. Через три года воспитанник Минского Центрального аэроклуба Николай Шутт повторил один из героических поступок Сергея Грицевца. 16 мая 1942-го, когда фашисты подошли к городу Керчи, полк, в котором служил Шутт, перелетал на другой аэродром. Шутт взлетел последним. Он поднялся в воздух не один, а втиснув в кабину истребителя Евгения Павловича, который накануне протаранил фашистский самолет и остался "безлошадным". Непревзойденный летчик-ас довоенного периода Сергей Грицевец родился и погиб на белорусской земле. Его жизнь трагически оборвалась под Оршей в Болбасово 19 сентября 1939-го. Эта потеря стала большим ударом для всей страны. Для увековечивания памяти первого дважды Героя Советского Союза на родине по решению Совета Народных Комиссаров БССР 31 октября 1939 года Минский аэроклуб был переименован и с тех пор носит имя Сергея Ивановича Грицевца. ***   Сражались с первых дней войны. В начале Великой Отечественной войны летчики постоянного состава и самолеты Минского аэроклуба вошли в эскадрилью связи штаба Западного фронта. Уже 23 июня 1941-го они выполняли боевые задания. Так начальник ПДП А. Гладкий вылетел по заданию штаба Западного фронта на воздушную разведку в сторону Бреста и Гродно. Вскоре Александра Гладкого отозвали в тыл для подготовки авиационных кадров. Начальник летной части аэроклуба В. Петров был назначен заместителем командира эскадрильи связи штаба Западного фронта. За несколько месяцев 1941года он совершил более ста вылетов в тыл врага. Через три года в 1944-ом, с учетом боевых заслуг тогда уже командир 766-го штурмового авиационного полка В. П. Петров был представлен к званию Герой Советского Союза, но награждение не состоялось. Удостоен В. П. Петров высшего звания спустя 51 год. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента Российской Федерации № 1192 от 21 ноября 1995 полковнику авиации в отставке Петрову Василию Петровичу (на фото) присвоено звание Героя Российской Федерации. После окончания Военно-воздушной академии в 1954 году В. П. Петров был назначен командиром 311-й штурмовой авиадивизии 26-й воздушной армии Белорусского военного округа. В 1958-м уволен в запас. Так сложилось, что Василий Петрович Петров начал и закончил свою летную карьеру в Белоруссии. Инструктор аэроклуба Александр Макарович Чигирин служил в 21-м разведывательном истребительном авиаполку Оршанской бригады. Прошел путь от младшего летчика до заместителя командира авиадивизии. Женщины-летчицы Минского аэроклуба также стремились попасть на фронт. В начале войны добровольно вступила в действующую армию инструктор Анна Степановна Чекунова (Дубровина), которая обучала летному делу Героев Советского Союза Дольникова и Гучка. Её направили в авиадивизию, входившую в составе 15-й воздушной армии. Служила в звене связи, летала на По-2. За годы войны совершила 1715 вылетов. В полку «ночных ведьм» воевала Анна Кандавина – летчик, затем штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка. Кандавина участвовала в освобождении Польши, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии и Германии. С августа 1943 года в том же 46-м полку «ночных ведьм» командиром звена служила инструктор Минского Центрального аэроклуба Раиса Юшина. Юшина в мае 1940 года окончила Херсонскую школу и была направлена на работу в Минск. За год успела выпустить три группы. В первые дни войны приложила невероятные усилия, чтобы не остаться на оккупированной территории. Совершила 533 боевых вылета. Участвовала в освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике в Восточной Пруссии. ***   Не смирились с нашествием немецких захватчиков сотрудники и воспитанники аэроклуба, вынуждено оказавшиеся на оккупированной территории. Во время оккупации Н. В. Васильев, инструктор МЦА, был начальником штаба партизанского отряда. А. П. Быков - комиссаром партизанского отряда им. Дзержинского бригады им. Фрунзе №18. Жена начальника летной части клуба В. Петрова инструктор Клавдия Лабзо (Петрова) оказалась на оккупированной территории с маленьким сыном, но также включилась в партизанское движение – была рядовой отряда имени Суворова, действовавшего в районе Борисова. Курсант-планерист Станислав Ключник стал командиром партизанской бригады имени Н. Щорса. Командир звена МЦА Копытин, также ушел в партизанский отряд. ***   Многие аэроклубовцы мужественно противостояли захватчикам и прошли через все испытания. Но не все дожили до Победы. Спортсменка-парашютистка, студентка пединститута Ольга Кухто входила в подпольную диверсионную группу Л. А. Барсуковского в Минске. Выполняла сложные задания: собирала сведения о передвижении фашистских войск и их вооружении. Эти данные использовала советская авиация, производя бомбовые удары. В январе 1943 года Ольга Кухто замучена в застенках гестапо. В начале войны в воздушных боях погибли начальник аэроклуба Павел Павлович Обломей, инструкторы-летчики Феофан Михедко, Георгий Давидюк, выпускники аэроклуба летчики Степан Комлев, Матвей Хмельницкий, Владимир Ботвич… ***  Самоотверженно сражались с первых дней Великой Отечественной войны и выпускники Минского аэроклуба. 22 июня 1941-го в 5 часов 15 минут Леонид Бутелин (на фото) первым из членов Осоавиахим БССР совершил воздушный таран. Произошел этот бой у деревни Немшин Ивано-Франковской области. Немецкая авиация предприняла налёт на аэродром Бовшев. Командир звена 12-го истребительного авиаполка младший лейтенант Бутелин первым взлетел на И-153 для отражения налёта. В воздухе он вступил в бой с группой бомбардировщиков Ju-88. Ему удалось сбить один из них. Начал атаковать другой "юнкерс", но патроны кончились. Тогда Бутелин принимает решение таранить. Приблизившись вплотную к "юнкерсу", он винтом своей "чайки" обрубил его хвост. Таран был произведён на малой высоте – 200 метров, Бутелин не смог воспользоваться парашютом и погиб. В дальнейшем таран совершали и другие выпускники МЦА, в их числе Степан Карнач, Григорий Дольников, Петр Гучёк… В годы войны 15 курсантов аэроклуба стали Героями Советского Союза. Суммарная результативность только 11 летчиков-истребителей Героев Советского Союза составляет 267 уничтоженных вражеских самолетов, что равно двум эскадрам люфтваффе. Первым из выпускников МЦА звания Герой Советского Союза 6 июня 1942 года удостоен Викентий Карпович (на фото), ему вручена Золотая Звезда № 700. На счету самого результативного выпускника МЦА летчика-снайпера Александра Лобанова 40 сбитых самолетов врага, 811 боевых вылетов. Звания Герой Советского Союза за совершенные в годы войны подвиги так же удостоены Евель Белявин, Александр Бурак, Петр Гучёк, Григорий Дольников, Михаил Зелёнкин, Степан Карнач, Иван Козич, Иван Леонович, Николай Наумчик, Иван Непочелович, Михаил Рябцев, Казимир Шабан, Николай Шутт. ***   После войны Минский аэроклуб возобновил работу в марте 1947 года. Организация сохранила статус центрального аэроклуба республики. В штат вошли те, кто работал в аэроклубе до войны, кадровые офицеры, бывшие воспитанники, получившие боевой опыт и опыт инструкторской работы в военных летных училищах. Возрастной уровень от 24 до 40 лет. Первым послевоенным начальником МЦА был назначен морской летчик гвардии полковник Павел Павлович Марков. Кроме него в аэроклубе работало еще четыре кадровых военных: заместитель начальника аэроклуба подполковник Г. В. Кошкин, начальник летной части майор А. И. Повар, старший инженер инженер-капитан И. М. Смирнов, командир 3-го отряда Герой Советского Союза, гвардии майор Е. С. Белявин. Согласно поставленным задачам в Минском аэроклубе были созданы три отряда: а/ авиационный отряд первоначальной летной подготовки – командир отряда А. М. Кремер; б/ отряд поддержания техники пилотирования летчиков запаса – командир Ф. И. Лосев; в/ авиационно-спортивный отряд планерного и парашютного профиля – командир отряда Герой Советского Союза Е. С. Белявин (на фото в центре). Старейшинами, работавшими в системе оборонного общества еще в 1930-е годы, являлись С. А. Гремячев, Н. В. Васильев, Г. Н. Небышевец, А. П. Быков. Но в основном в это время в аэроклубе инструкторский состав входили 24-25-летние летчики-фронтовики – Владимир Шейбак, Иван Кресс, Василий Урбанович, Петр Пацкевич, Кронид Власов, Макар Побрызгаев, Александр Басалаев, Евгений Булынин, Николай Кривов, Иван Березовик, Анатолий Фролов, Иван Григорьев, Николай Гришин, Мухашат Шаипов. В мужском коллективе на летно-технические должности были зачислены две женщины - авиатехники Анна Кириленко и Валентина Комлева. Аэроклуб на Боровой был притягательным местом для всех, кто здесь обучался, не глядя на их новый статус. Многие, как Михаил Зеленкин, охотно делились опытом. Минимум двое из числа курсантов, ставших Героями Советского Союза, вернулись работать на Боровую: кроме гвардии майора Евеля Белявина, выйдя в 1953-ем в запас, несколько лет, пока позволяло здоровье, был инструктором гвардии подполковник Александр Лобанов. ***   Несмотря на тяжелые условия организационного периода, аэроклуб за короткий период уже в 1948-м выпустил и направил в военно-летное училище ВВС группу пилотов. Как и в довоенный период в конце 1940-х главным в работе аэроклуба была первичная подготовка летчиков, которые в дальнейшем нашли себе применение в ВВС и ГВФ. Минский аэроклуб готовил высококлассных специалистов, об этом свидетельствует и тот факт, что шесть его воспитанников стали генералами авиации. Из довоенных выпусков это Герои Советского Союза генерал-майор авиации Степан Андреевич Карнач, летчик-истребитель (выпуск 1938 года) и генерал-полковник авиации Григорий Устинович Дольников, летчик-истребитель (выпуск 1940 года). Есть офицеры высшего звена и среди послевоенных выпускников аэроклуба. Это Игорь Михайлович Дмитриев, генерал-полковник авиации, Заслуженный военный летчик СССР. С 1984 по 1990 год командующий ВВС Московского Военного округа. Михаил Владимирович Сорока, генерал-полковник авиации. С 1976 по 1978 год начальник оперативного отдела-заместитель начальника штаба 26-й воздушной армии Белорусского военного округа. В 1980-1998 годах первый заместитель начальника Главного штаба ВВС, заместитель Главнокомандующего ВВС Российской Федерации по боевой подготовке. Николай Николаевич Григорук, генерал-лейтенант авиации, Заслуженный военный летчик. Григорук был командиром эскадрильи, заместителем и командиром полка, начальником штаба авиадивизии, начальником оперативного отдела 26-й воздушной армии, начальником штаба 40-й армии, действовавшей в Афганистане. Службу закончил в должности заместителя начальника Главного штаба ВВС Российская Федерация по летной работе. После увольнения из армии работал заместителем начальника НИИ имени Громова по испытательной работе. Опережая время, начав в 15 лет летать в аэроклубе на планере, проложил свой путь в авиацию Дмитрий Тендитников. Сейчас Дмитрий Константинович Тендитников генерал-майор авиации, Заслуженный летчик Российской Федерации. ***   Спортивная работа. 17 февраля 1964 года Центральный аэроклуб ДОСААФ БССР был реорганизован в Минский авиаспорт клуб ДОСААФ. На тот момент техническая база не позволяла аэроклубу обеспечить надлежащую подготовку для поступления в летные училища. Начальником Минского авиаспортклуба назначили Сергея Ефимовича Большакова (на фото), полковника в отставке, летчика 1-го класса, участника Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июля 1945 года. Весь срок службы с 1944 по 1961 год Большаков находился в одном – 790-м истребительном авиаполку 129-й иад и прошел в этой части путь от летчика-истребителя до командира полка. Принимая руководство МАСК, Большаков уже два года работал в аэроклубе: сначала штурманом, сменив А. Студенова, а затем заместителем начальника аэроклуба. В общей сложности С. Е. Большаков возглавлял Минский аэроклуб 13 лет, до 11 января 1977-го. С этим человеком связан продолжительный этап истории МАК, нацеленный на развитие массового спортивного движения. К этому времени, когда приоритетным направлением работы стал спорт, Минский авиаспорт клуб уже имел заметные спортивные успехи. Еще в начале 1950-х в системе ДОСААФ Советского Союза начали активно развивать массовую спортивную работа. Минский аэроклуб входил в тройку лидеров советского авиаспорта. Минские спортсмены принимали участи во всех всесоюзных авиационных праздниках, вели активную спортивную рекордную работу, участвовали в испытаниях спортивной авиатехники. Возрождение парашютного спорта в Минском аэроклубе связано с именами тех, кто, активно сражался в годы Великой Отечественной войны – партизанами Васильевым, Бредихиным, летчиком-истребителем Шаиповым, разведчиком-десантником Дмитровым, летчиком-штурмовиком Урбановичем. Эти люди в конце 1940-х и составили костяк парашютного звена, командиром которого был Васильев. В 1953-м парашютное звено возглавил Мухашат Хусяинович Шаипов (на фото в центре). Этот человек сыграл особую роль в развитии парашютного спорта в БССР. Являясь командиром звена десять лет, Шаипов сформировал свою парашютную школу, создал прочный фундамент спортивной славы парашютистов Минского аэроклуба. Его воспитанники стояли на пьедесталах почета чемпионатов Мира и Европы, неоднократно улучшали мировые рекорды. В команде Шаипова не было «случайных» рекордсменов. Первой рекордсменкой Мира среди парашютистов Минского аэроклуба стала Людмила Панкевич (на фото стоит слева). Следуя ее примеру, спортсмены аэроклуба заявили о себе серией мировых рекордов. Ю. Вечера стал 9-кратным рекордсменом Мира, Р. Петровский и Б. Жуков – 7-кратными, Э. Черепко и В. Наливайко – 6-кратными, И. Гуревич – 5-кратным, В. Урбанович и М. Дмитров – 4-кратными, В. Станишевский – двукратным… Аналогичных успехов добивались и девушки. О. Церлюкевич стала 9-кратной рекордсменкой Мира, Староверова – 6-кратной, В. Лановенко и О. Карловская – 4-кратные рекордсменки, В. Дерябина – 3-кратная, С. Каро, Шульга, И. Маслова, Н. Вилькоцкая, Л. Бегун – 2-кратные рекордсменки Мира. Особое место среди воспитанников М. Шаипова занимают Владимир Гурный и Вера Слободенюк (Зубова), которые остаются ярчайшими звездами мирового парашютного спорта. Гурный Владимир Борисович – самый титулованный парашютист Минского аэроклуба советского периода. 5-кратный Чемпион Мира по парашютному спорту, Абсолютный чемпион 1-го чемпионата Европы в 1975 году, Абсолютный чемпион СССР и 10-кратный Чемпион СССР в отдельных упражнениях. Установил 78 рекордов: 42 рекорда СССР и 36 рекордов мира. Выполнил 8152 прыжка с парашютом, из которых свыше 500 испытательные и 50 экспериментальные. Гурный активно содействовал введению в практику советского парашютного спорта воздушной акробатики. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1969) Слободенюк Вера Михайловна – самая титулованная парашютистка Минского аэроклуба советского периода. В 1958-1963 годах член сборной команды Советского Союза. «Золотой» и «серебряный» призер чемпионата Мира 1960 года. Абсолютная чемпионка СССР и Спартакиады народов СССР по техническим видам спорта 1961 года. 10-кратная Чемпионка Мира, 7-кратная победительница международных соревнований. Автор рекорда-долгожителя, который продержался 11 лет. Знаменательным для аэроклуба стал 1959 год. В тот период в системе ДОСААФ Советского Союза практиковалось проведение заочных Всесоюзных соревнований по парашютному и самолетному спорту. В 1959 году наибольшего успеха добился Минский аэроклуб, заняв в двух этих видах авиаспорта первое место. Команда-победитель в составе В. Зубовой, Р. Петровского, Э. Черепко, Б. Гембицкого, Б. Жукова была награждена переходящим Кубком ЦК ДОСААФ СССР с вручением диплома 1-й степени и пятью спортивными парашютами Т-2. ***   Самолетный спорт. В 1960-1970 годы представители Минского аэроклуба входили в состав сборной СССР и принимали участие практически во всех Чемпионатах Мира по самолетному спору, а затем по высшему пилотажу. В историю самолетного спорта СССР вошли летчики-спортсмены Студенов, Ковширко, Зиневич, Галеньчик, Тараканов, Овсянкин, Пересекина, Яикова, Фролов. Первой заявкой на лидерство стала победа минчан в соревнованиях по заочному розыгрышу переходящего Кубка ЦК ДОСААФ СССР по самолетному спорту в 1959 году. В этих соревнованиях приняло участие 50 команд аэроклубов Советского Союза. Согласно протоколам соревнований 1-е место с результатом 1590,5 из 1600 возможных очков заняла команда Минского республиканского аэроклуба. В ее состав входили летчики-спортсмены В. Ветер, В. Каланчук, Г. Савостин. Аэроклуб был награжден переходящим Кубком ЦК ДОСААФ, дипломом 1-й степени, а спортсмены команды дипломами 1-й степени и ценным подарком – наручными часами. Эта победа положила начало многолетнему лидерству минских летчиков в высшей лиге самолетного спорта. Следующим триумфом стало выступление минчан на 1-м Чемпионате Мира по высшему пилотажу, проходившем в 1960-м в Чехословакии, где Анатолий Студенов завоевал Хрустальный Кубок за пилотаж на самолете «Тренер». В августе этого же года проходили Всесоюзные соревнования по самолетному спорту на самолетах Тренер-226 и Тренер-326 за кубок имени В. П. Чкалова. Представитель Минского аэроклуба Михаил Басацкий в упорной борьбе занял 2-е место, уступив В. Лойчикову, в будущем летчику-испытателю, Герою Советского Союза. Спортсмены-летчики Минского аэроклуба удостаивались не только спортивных, но и государственных наград. Так, за успешное выполнение фигур высшего пилотажа на воздушном параде в 1961 году в Москве летчики-спортсмены Минского аэроклуба А. Студенев, В. Овсянкин, В. Тараканов, Н. Зиневич, В. Галенчик награждены орденами Знак Почета. Вадим Овсянкин был членом сборных команды БССР и СССР с 1960 по 1968 год. В 1961-м во время воздушного парада в Тушино в паре с украинским летчиком впервые продемонстрировал смелый и оригинальный номер – полет «голова к голове». Абсолютный чемпион СССР 1965 года, многократный чемпион и призер чемпионатов СССР. Выступал на 2-м, 3-м, 4-м Чемпионатах Мира по высшему пилотажу, где неоднократно становился чемпионом и призером. Награжден орденом «Знак Почета» (1961), медалью «За трудовую доблесть», Почетной грамотой Верховного Совета БССР. Первым из летчиков Белорусской ССР в 1967 году удостоен звания Заслуженный мастер спорта СССР. Эстафету Студенова и Овсянкина в 1970-х приняли Валентина Яикова и Евгений Фролов. Наивысших спортивных успехов среди летчиков-спортсменов Минского аэроклуба достигла Валентина Яикова (на фото): – Абсолютная чемпионка Мира по высшему пилотажу (1978), – 17-кратная Чемпионка Мира в отдельных упражнениях, – 3-кратная Абсолютная чемпионка Европы (1981,1983,1985), – 10-кратная чемпионка Европы в отдельных упражнениях, – Абсолютная чемпионка СССР (1983), – 12-кратная Чемпионка СССР в отдельных упражнениях, – 4-кратная Чемпионка БССР.   С азов начал осваивать высший пилотаж в Минском аэроклубе Евгений Фролов (на фото). В 1968 году он поступил в Минский политехнический институт и тогда же – в Минский аэроклуб ДОСААФ. Пройдя курс обучения, с 1973 по 1982 год работал в аэроклубе лётчиком-инструктором. В 1971-1983 годах являлся членом сборной команды СССР по самолётному спорту. Чемпион Мира, многократный призёр чемпионатов Мира, Европы и СССР, победитель союзных и международных соревнований. В 1982 году поступил в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. После обучения был направлен на работу лётчиком-испытателем в «ОКБ Сухого». Поднял в небо и провел испытания Су-29 (9.08.1991), Су-37 (2.04.1996), Су-38Л (07.2001). Принимал участие в испытаниях самолетов Су-17, Су-24, Су-25, Су-26, Су-27, Су-28, Су-29, Су-30, Су-31, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37, Су-38,С-80 и их модификаций. Установил 4 мировых авиационных рекорда на Су-27: два рекорда максимальной высоты полета и два рекорда времени набора высоты. Участвовал в показательных выступлениях на международных авиасалонах Ле Бурже (1989, 1995, 1997, 2001), Дубаи-93, Фарнборо (1994, 1996 ), ILA-98 (Берлин), FIDAE-98 (Сантьяго), МАКС (1997, 2001)... Впервые продемонстрировал ряд фигур высшего пилотажа: Чакра, Кульбит, Хук (Су-35, 1995). Герой Российской Федерации (11.10.1994), Заслуженный летчик–испытатель РФ (03.03.1999), Мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту (1975). ***   Периодически Минский аэроклуб производил спецнаборы девушек по заказу ГВФ. Большинство из тех, кто прошел летную подготовку в этих группах, связали свою дальнейшую жизнь с Аэрофлотом. Таисия Бажутова (Пересекина) смогла достичь высоких спортивных результатов – в 1965 году стала Абсолютной чемпионкой СССР, в 1966 году подтвердила это звание и заняла 2-е место на Чемпионате Мира по многоборью, став чемпионкой, серебряным и бронзовым призером в отдельных упражнениях. В 1969 году летчик-инструктор Минского аэроклуба Бажутова перешла работать в Минский объединенный авиаотряд ГВФ, зарекомендовала себя как один из лучших командиров корабля. Получив подготовку в Минском аэроклубе, пришли в гражданскую авиацию Нина Гресь, Юлия Казак, Ольга Альхимович, Наталья Князева, Любовь Рамоненко, Наталья Винокурова... ***   Вертолетный спорт. В 1974 году произошло очередное кардинальное изменение направления деятельности Минского аэроклуба: в кратчайшие сроки его перепрофилировали на вертолетный спорт. Спортивные самолеты и планеры были переданы в другие организации. Их место заняли вертолеты. Вертолеты Ми-1 в три этапа перегнали из Вязниковского учебного центра Владимирской области. Первая группа была доставлена осенью 1973 года, последняя – весной 1974-го. Руководил перегонкой летчик 1-го класса, командир эскадрильи учебного Центра Вячеслав Константинович Иноземцев. В мае 1974 года он был направлен в Минский аэроклуб и вскоре стал заместителем начальника по летной подготовке. Перед опытным вертолетчиком поставили задачу срочно подготовить сборную команду аэроклуба. В этом же году минские спортсмены впервые выступили на Чемпионате БССР по вертолетному спорту в Витебске. В 1975 году все усилия тренера Иноземцева были направлены на подготовку уже сборной команды Белоруссии к Чемпионату СССР. В сборную вошли из Минского аэроклуба вертолетчики Вячеслав Иноземцев, Людмила Данилевич (Косенкова), Лилия Малькевич (Золоторева) и три опытных спортсмена из Витебска, которых для проведения сборов вызывали в Минск. Чтобы процесс тренировки был непрерывным, Иноземцев придумал простой, но эффективный прием: имитацию выполнения упражнения на земле. Усиленные тренировки сказались на результатах. Экипаж Иноземцев – Филиппенко добился выполнения задания без штрафных очков за 90 секунд. Следующий этап – соревнования в Ярославле, где собрались сильнейшие команды: по одной из союзных республик, и две от России – сборные Москвы (Центральный аэроклуб имени Чкалова) и РСФСР, а также спортсмены Вооруженных Сил. И на этот раз экипаж Иноземцева, показав результат 1 минута 45 секунд, опередил соперников. Так с первой попытки играющий тренер Минского аэроклуба Вячеслав Иноземцев стал чемпионом Советского Союза. В 1979 году В. К. Иноземцев (на фото третий справа) награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР. С тех пор, почти 20 лет, вертолетчики Минского аэроклуба достойно выступали на соревнованиях разного уровня. За пять лет, с 1975 по 1980 годы 12 спортсменов-вертолетчиков стали Мастерами спорта. Их готовили инструкторы Яикова, Баранович, Журавлев, Купреев, Янченко, Уласевич. В аэроклубе традиционно сохранялся принцип эстафеты: бывшие курсанты становились инструкторами. Одна из самых титулованных спортсменок-вертолетчиц Людмила Ивановна Косенкова, посвятила вертолетному спорту почти 40 лет жизни. Участвовала в трех Чемпионатах Мира по вертолетному спорту (Польша-1981, Германия-2008 и Россия-2012). ***   Вертолетный период в Минском аэроклубе длился почти 20 лет. В 1977-м Большакова на посту начальника аэроклуба сменил подполковник Ковалев. Почти два десятилетия Виктор Николаевич Ковалев (на фото в 1 ряду, в центре) находился в этой должности. Такое рабочее долголетие было подкреплено значительным опытом, полученным в Сызранском ВВАУЛ, где Ковалев 18 лет обучал курсантов пилотированию вертолета Ми-1. О сохранении преемственности свидетельствует и тот факт, что уже через год – 27 декабря 1978-го Минский аэроклуб занял 1-е место в соревновании среди аэроклубов ДОСААФ СССР и принял переходящее Красное знамя. В 1980-1990-х аэроклуб выполнял две основные задачи: подготовка спортсменов и начальная летная подготовка учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ на вертолетах Ми-2 для поступления в военные училища летчиков, и прежде всего в Сызранское ВВАУЛ. С 1985 по 1992 год было подготовлено более 190 человек. Военный совет Военно-воздушных сил КБВО, начиная с 1989-го, ежегодно присуждал Минскому аэроклубу переходящее Красное знамя за результативную работу по подготовке школьной молодежи для поступления в летные училища. В целом работу Минского аэроклуба по подготовке молодежи к службе в Советской армии высоко оценивал и ЦК ДОСААФ СССР. Долгое время Минский аэроклуб входил в тройку лучших организаций страны, удерживая переходящее Красное Знамя оборонного общества. ***   Парашютное многоборье. В 1970-1980 годы в Минском аэроклубе развивался новый вид парашютного спорта – парашютное многоборье, включавшее кроме прыжков с парашютом бег, плавание, стрельбу. В этот период спортсмены-атлеты Александр Мозаков, братья Николай и Сергей Чайко составляли основу сборной команды Советского Союза по парашютному многоборью и добивались наивысших результатов на международных соревнованиях. После завершения спортивной карьеры Александр Мозаков в мае 1984-го был принят на работу в Минский аэроклуб ДОСААФ на должность летчика инструктора-парашютиста. Одновременно выполнял обязанности тренера аэроклуба. Работал в этом качестве до 1992 года. Совместно с инструктором ПДП Н. Е. Костеневичем подготовил мастеров спорта Олега Фомина, Оксану Юхневич (Фомину), Эльвиру Шароварову, Александра Ходоровича, братьев Николая и Сергея Чайко… ***   На протяжении всей многолетней деятельности Минский аэроклуб вел первичную парашютную подготовку призывников для службы в Вооруженных силах. В 1980-е годы воспитанники клуба принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана в составе подразделений ВВС, ВДВ и специального назначения. В историю Минского аэроклуба навсегда вписано имя Николая Чепика (на фото), гвардии старшего сержанта ВДВ, который стал первым Героем Советского Союза среди участников войны в Афганистане (посмертно). Парашютист-спортсмен Минского аэроклуба, офицер спецназа Павел Бекоев служил в 5-й отдельной бригаде специального назначения. Добровольцем участвовал в афганской войне, погиб в бою 18 марта 1986 года. Участник 100 боевых операций Бекоев награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В 1986 году боевым полигоном для летчиков-воспитанников аэроклуба стало участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Среди ликвидаторов летчики военной и гражданской авиации А. Бурделёв, М. Алесин, Г. Голубчиков, Ю. Костюкевич, Н. Корсеко, Л. Красногирь, А. Нарсесян, И. Проценко, В. Яиков... ***  Национальный аэроклуб Беларуси. В 1990-х в связи с образованием суверенного государства – Республики Беларусь начался новый этап развития системы ДОСААФ. Основными двигателями в этот перестроечный период стали новаторство, стремление к самоокупаемости. В 1993-м Минский аэроклуб взял на себя обязанности Национального аэроклуба Беларуси, установил контакты с международными авиационными спортивными организациями. Учитывая требования времени, аэроклуб не только развивал спортивные традиции, но и вел подготовку курсантов Военной академии Беларуси, решал экономические задачи. Так в 2001-м первым из аналогичных организаций страны получил лицензию-сертификат на выполнение договорных авиационных работ. Инициатором и организатором реализации многих проектов стал новый начальник аэроклуба Николай Петрович Мочанский, военный летчик 1 класса, летчик-инструктор. Он возглавил аэроклуб 23 ноября 1997 года – 27 лет назад, и с тех пор МАК движется по восходящей, удивляя новыми проектами и достижениями. Рубежом стабилизации деятельности аэроклуба можно считать 2007 год. Потребовалось десять лет, чтобы выйти из кризиса! Первым убедительным подтверждением значимости реализованных замыслов стало вручение Николаю Мочанскому, начальнику учебно-спортивного учреждения, которое тогда именовалось Центральный аэроклуб имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца, государственной награды – Ордена Почета. Указ о награждении был подписан главой государства 29 июля 2011 года. Государственной наградой Николай Мочанский отмечен: «За многолетнюю добросовестную плодотворную работу, профессиональное мастерство и личный вклад в развитие авиационных видов спорта в Республике Беларусь». ***   Существенным в деятельности МАК остается популяризация авиации во всех ее аспектах. Так, летом 1998 года на Боровой состоялось первое в истории Республики Беларусь полномасштабное авиашоу. Среди почетных гостей были известные российские летчики-испытатели Герой России Анатолий Николаевич Квочур, Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Пугачёв, а также генерал-полковник авиации Николай Иванович Москвителев - один из учеников А. И. Покрышкина, Заслуженный военный летчик СССР. В дальнейшем именитые летчики не раз приезжали на Боровую, встречались со спортсменами аэроклуба, выступали перед курсантами Военной академии. Уникальным событием стало открытие 4 июля 2009 года на Боровой Музея авиационной техники. Появление в Беларуси нового музея – яркий пример того, как, благодаря небольшой группе энтузиастов, казалось бы, нереальная идея превратилась во всенародное дело. Создание музея было заложено в бизнес-плане, с которым Николай Мочанский пришел на Боровую. С началом реализации проекта в аэроклубе затягивать не стали – начали действовать уже в 1998-м. Основную работу делали своими силами, но с широкой общественной поддержкой. Всего за 10 лет была собрана экспозиция из 25 экспонатов, и у каждого уникальная история. Пять сотрудников аэроклуба, которые взяли на себя основную нагрузку – В. Сакович, А. Купреев, В. Симон, Г. Сердюк, Н. Гунич были отмечены наградами ДОСААФ Беларуси. Как и многие проекты аэроклуба открытие музея стало не финальной точкой, а стартом для его дальнейшего развития. Экспозиция постоянно пополняется, удивляя новыми раритетами. Так, 4 июня 2016 года здесь состоялось торжественное открытие павильона «Космос». С тех пор развитие космической темы перестало быть «секретом фирмы». Аэроклуб официально заявил о новом направлении музейной работы. Существенно, что эти планы тогда нашли поддержку у всех трех космонавтов белорусов – Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого, которые получили в аэроклубе постоянную «прописку». Космонавты не только желанные гости, но и заинтересованные партнеры. Развивая космическую тему, Минский аэроклуб подключился к реализации идеи проведения в Беларуси Международного конгресса Ассоциации участников космических полетов. На первоначальном этапе превращения идеи в событие Николай Мочанский (на фото) проявил себя как успешный коммуникатор и организатор, участвуя в согласовании запросов всех заинтересованных сторон. В его видении Мира роль Беларуси в исследовании космоса должна быть широко известна и понятна. 31-й Планетарный конгресс Ассоциации участников космических полетов прошел в Беларуси в сентябре 2018 года. Его участники посетили и Минский аэроклуб. ***   Учитывая новые экономические реалии 2000-х, в Минском аэроклубе решили перевести спортивную работу на клубный принцип, что позволило доступными вложениями добиваться наивысших результатов в авиамодельном, вертолетном, парашютном спорте. Практически во всех этих видах авиационного спорта воспитанники аэроклуба становились чемпионами наивысших достижений. В 2012-м на вершину спортивного Олимпа взошел парашютист Олег Фомин (на фото), став Абсолютным чемпионом Мира в классическом парашютизме. Он первым в новейшей истории белорусского парашютного спорта покорил эту высоту. Тогда, на 32-м чемпионате в Дубае в 6 видах прыжков соперничали 1443 спортсмена из 59 стран. То, что его победа была не случайной, Олег Фомин доказал в 2014-м, став двукратным Абсолютным чемпионом Мира... Примеру Олега Фомина следовали юниоры Минского аэроклуба, которые составляли основу Национальной сборной по парашютному спорту, занимая высшую ступень пьедестала Почета на самых престижных соревнованиях. Значительных успехов добились авиамоделисты и спортсмены-вертолетчики. Среди белорусских авиа- и ракетомоделистов наивысшего результата достиг Владимир Минкевич, став в 2006 году Чемпионом Мира. В вертолетном спорте лидировал Владимир Стриёнок – Абсолютный чемпион Беларуси и Абсолютный чемпион Европы 2011 года, бронзовый призер 14-го чемпионата Мира по двум упражнениям (2012) ***   В 2014 году знаковым событием для Минского аэроклуба стало 80-летие его деятельности. Празднование прошло в два этапа. 20 июня состоялся большой сбор аэроклубовцев во Дворце Республики. Почетными гостями торжественной встречи были дочь и внук Сергея Грицевца – Лариса Сергеевна и Сергей Архангельские. Со сцены зачитали поздравление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, в котором отмечалось, что Минский аэроклуб по праву является ведущим центром подготовки летчиков-спортсменов и парашютистов, будущих военных летчиков, играет важную роль в развитии авиационных видов спорта и популяризации авиации. Продолжение праздника состоялось 21 июня на территории Минского аэроклуба, где прошло красочное авиационно-спортивное шоу. Свое мастерство продемонстрировали парашютисты и именитые пилоты, в исполнении которых «петли», «кобры», «бочки» вызвали у зрителей восхищение. В этот день аэроклуб посетил Александр Лукашенко. Главе государства были продемонстрированы Музей авиационной техники, площадки технических видов спорта, которые развивались на базе Минского аэроклуба ДОСААФ. После завершения воздушной программы праздника Глава государства пообщался со спортсменами, сотрудниками и ветеранами аэроклуба. ***   Знаковым этапом в деятельности Минского аэроклуба стало перебазирование в Липки. Строили новую базу Минского аэроклуба два года. Все сооружения возводились с нуля с учетом самых современных мировых стандартов. Особое внимание уделялось реконструкции взлетно-посадочной полосы длиной 721 метр. В результате сейчас аэродром позволяет выполнять полеты днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях. Новострой не отдалил аэроклубовцев от истоков. Связующим звеном стал мемориал 19 Героям Советского Союза и Российской Федерации, которые в разные исторические периоды обучали и обучались в Минском аэроклубе. Официальное «новоселье» в Липках состоялось летом 2018 года, и было совмещено с проведением 16-го Чемпионата мира по вертолетному спорту. Белорусские спортсмены впервые завоевали право на проведение соревнований такого уровня в Беларуси. В упорной борьбе белорусская команда «феерично» заняла второе место на 15-м Чемпионате мира FAI по вертолетному спорту, проходившем в августе 2015 года в польском городе Зелена Гура. Вклад Минского аэроклуба в достижение такого результата общепризнан. И не только потому, что в команду входили минские спортсмены. Высокому результату содействовало и то, что экипажи выступали на родной технике – вертолете Ми-2 Минского аэроклуба ДОСААФ, который был технически усовершенствован. Свой "борт" – признавались спортсмены, существенно посодействовал успеху. Церемония открытия 16-го Чемпионате мира FAI проходила на аэродроме Липки, а основные соревнования на Боровой. Такое решение – своего рода дань уважения аэродрому Боровая, где почти восемь десятилетий «кипела» авиационная жизнь. После завершения чемпионата аэродром был закрыт. Но последние дни его существования запомнятся тем, что были наполнены энергией спортивных баталий. В турнирах принимали участие 34 экипажа из семи стран мира – Австрии, Беларуси, Германии, Китая, Польши, России, Украины. Белорусская сборная заняла второе место. Кроме того, один из её экипажей впервые вошел в число призеров в личном зачете. Бронзу мирового чемпионата в самой известной дисциплине – слаломе впервые завоевали белорусы Алексей Мочанский и Антон Данченко. Это лучшее выступление вертолетчиков в истории Беларуси. ***   В октябре 2024 года 90-летие Минского аэроклуба ознаменовано завершением основных проектов на новой площадке в Липках. Одним из самых сложных оказалось перебазирование Музея авиатехники. И вот 19 октября 2024-го прошло его открытие. Теперь это музей нового уровня. И свидетельство тому не только увеличение количества уникальных экспонатов – сейчас их 52, но и тематическое расширение экспозиции, которая дает право называть его – Музей авиации и космонавтики.