9
3 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА № 46 (27549)
ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА
ДОРОГА В НЕБО
Сергей Грицевец прожил ко-
роткую, но необычайно яркую
жизнь и оставил в истории авиа-
ции заметный след. Сын бедно-
го белорусского крестьянина, он
родился 19 июля 1909 г. в дерев
-
не Боровцы (ныне в составе го-
рода Барановичи Брестской об-
ласти). В годы Первой мировой
войны семья переехала в Южное
Зауралье в поселок Шумиха (ныне
город Курганской области). Окон-
чив школу в 1927 г., Сергей уехал в
уральский город Златоуст, где стал
учеником слесаря, а затем слесарем
в эфесном цехе механического за-
вода. В 1930 г. его как одного из
лучших заводских активистов из-
брали председателем цехкома ком-
сомола школы ФЗУ. В 1931 году
Грицевец был избран секретарем
заводского комитета комсомола,
стал заведующим агитационно-
пропагандистским сектором, а за-
тем инструктором Златоустовского
горкома комсомола.
В июне 1931 г., когда ВЛКСМ
взял шефство над ВВС РККА, Сер-
гей по комсомольской путевке был
направлен в 3-ю Оренбургскую
военную школу летчиков и лет-
чиков-наблюдателей, где считался
одним из самых инициативных и
способных курсантов. После окон-
чания авиашколы летчик-истреби-
тель Грицевец с сентября 1932 г.
служил младшим летчиком 73-го
отдельного истребительного авиа-
отряда 5-й авиационной бригады
в Киеве. Командиром его отря-
да был Владимир Александрович
Судец – впоследствии прослав-
ленный военачальник, Главком
Войск ПВО, Герой Советского
Союза, маршал авиации. Вывоз-
или новичка на двухместном са
-
молете-разведчике Р-1. По тех-
нике пилотирования он получил
хорошую оценку, и ему доверили
более сложный одноместный ис-
требитель И-3, который Грицевец
быстро освоил. В 1933 г. в отряд
поступили новые боевые машины
И-5. В том же году на этих истре-
бителях он принял участие в со-
вместных учениях Украинского
военного округа и Черноморского
флота, прикрывая высадку морско-
го десанта. Среди отличившихся на
учениях был и Сергей Грицевец,
участвовавший в нанесении удара
по эскадре кораблей «противника»
и в воздушном бою над морем с
его истребителями.
Он также активно участвовал в
художественной самодеятельности
части. Музыке выучился еще в дет
-
стве и был «человеком-оркестром»:
играл на мандолине, гитаре, бала-
лайке, скрипке, пианино… На од-
ном из концертов в Доме Крас-
ной Армии Сергей познакомился
с кареглазой красавицей Галиной
Орловой. Она и стала его женой,
первой и единственной.
Через четыре месяца после
свадьбы в декабре 1933 г. Грицев-
ца перевели в Красногвардейск
(так назывался город Гатчина в
1929–1944 гг.) в 1-ю Краснозна-
менную истребительную авиацион-
ную эскадрилью, в которой в свое
время служили Валерий Чкалов и
Анатолий Серов. В феврале 1934 г.
она перебазировалась на Дальний
Восток на аэродром Бочкарево
(ныне Белогорск Амурской обла-
сти), где Сергей служил команди-
ром звена, а потом начальником
вооружения эскадрильи. Здесь он
узнал из телеграммы, что 1 мар-
та 1934 г. в Киеве у него родилась
дочь Лариса. А через три месяца
встретил жену с малышкой на та-
ежной станции.
1 августа 1936 г. как одного из
лучших летчиков-истребителей ВВС
Сергея Грицевца отправили на кур-
сы высшего пилотажа и воздушной
стрельбы при 8-й военной авиа-
ционной школе летчиков в Одес-
се. Окончив учебу с отличием, он
остался летчиком-инструктором в
местной эскадрилье высшего пи-
лотажа воздушной стрельбы. В ней
талантливые кадровые летчики ВВС
Красной Армии овладевали полным
курсом применения в бою новейше-
го самолета-истребителя И-16.
В начале 1938 г. старший лей-
тенант Грицевец был откоман-
дирован летчиком-инструктором
в Кировабадскую школу особого
назначения. Готовил испанских
летчиков-республиканцев. Неод-
нократно подавал рапорты с прось-
бой направить его в Испанию, где
с 1936 г. шла гражданская война.
В итоге рапорт был удовлетворен.
КОМАНДОР СЕРЖ
10 июня 1938 г. в составе груп-
пы из 34 советских летчиков, ока-
завшейся последней, он прибыл в
Испанию для оказания помощи ре
-
спубликанским ВВС. Имел псев-
донимы Сергей Иванович Горев,
Сергио и Командор Серж. 13 июля
принял боевое крещение в небе
Каталонии.
Всего в небе Испании Сергей
Грицевец совершил 88 боевых вы-
летов с общим налетом 115 часов,
в 42 воздушных боях сбил 7 само-
летов противника лично и 24 в со-
ставе группы. По другим данным
– 6 и 14 самолетов соответственно.
Летчики его группы (две эскадри-
льи) сбили 85 самолетов. Весть об
одном из его боевых вылетов об-
летела весь мир...
Воздушный бой с немецкими
Хe-51 и итальянскими «Фиат-32»
завязался близ реки Эбро над по-
зициями корпуса Листера, на НП
которого в тот день были пригла-
шены испанские и иностранные
журналисты. Грицевец дрался в
небе с превосходящими силами
противника. На «ишачке» – так
прозвали маневренный И-16 –
он дерзко атаковал группу враже-
ских самолетов. Об этой неравной
схватке центральная газета испан-
ских коммунистов «Мундо Обреро»
сообщала: «Сергио, храбрый пи
-
лот Республики, верный воинско-
му долгу, героически сражаясь, за
один боевой вылет сбил 7 (!) фа-
шистских самолетов (из них 5 «Фи-
атов-32»)…». А английская «Дей-
ли ньюс», корреспондент которой
наблюдал воздушный бой и даже
сумел узнать подлинное имя кама-
радо Сергио, вышла с броским за-
головком: «Русский летчик Сергей
Грицевец – человек изумительной
храбрости, впервые за всю историю
военной авиации уничтоживший в
одном бою 7 самолетов!».
Особенно отличился он в за-
ключительных и самых тяжелых
боях за Эбро, где немцы исполь-
зовали опытные «мессеры», воору-
женные пушками и значительно
превосходившие И-16 в скорости.
Только за 20 дней августа 1938 г.
советскими и испанскими лет-
чиками было сбито 72 вражеских
самолета.
5 октября 1938 г. группа Гри-
цевца провела над Эбро свой по-
следний воздушный бой. Букваль-
но накануне, 4 октября, Сергей
Грицевец поставил в ней жирную
точку: сбил немецкого аса Отто
Бертрама, вынужденного бесслав-
но покинуть свой горящий «мес-
сер» на парашюте. 26 октября
1938 года С. Грицевец покинул
Испанию, а вскоре оттуда были
отозваны все советские пилоты.
Воздушная война наших авиато-
ров в небе Испании, стоившая 93
жизней, закончилась.
22 февраля 1939 г. за образ-
цовое выполнение специальных
заданий правительства по укре-
плению оборонной мощи Со-
ветского Союза и проявленные
при этом личное мужество и
отвагу С.И. Грицевец был удо-
стоен звания Героя Советского
Союза с вручением ордена Ле-
нина. А немногим ранее (31 де-
кабря 1938 г.) приказом Наркома
обороны СССР С.И. Грицевцу
было присвоено воинское зва-
ние майора.
НАД ХАЛХИН-ГОЛОМ
29 мая 1939 г. группа из 48
опытных пилотов, среди которых
был и майор Грицевец, была на-
правлена в Монголию в район со-
ветско-японского конфликта у
реки Халхин-Гол.
Командуя эскадрильей 70-го
истребительного авиаполка (ИАП),
он 22 июня открыл свой боевой
счет, сбив японский истребитель
Кi-27. Вот как вспоминал об этом
дважды Герой Советского Союза,
первый заместитель командую-
щего ПВО Черноморского фло-
та СССР генерал-майор авиации
А.В. Ворожейкин:
«Бой кончился на преследова-
нии. Мой новый ведущий догнал
противника и попытался с ходу
атаковать. Японец, обладая луч-
шей маневренностью, ускользнул.
Незнакомец на И-16 шел одним
курсом с японцем и немного в сто
-
роне, выбирая момент для атаки.
Противник, видя, что его никто не
атакует, мчался по прямой.
Последовавшее затем движение
моего ведущего изумило: словно
предупреждая врага о своем даль-
нейшем намерении, он покачал
крыльями, привлекая к себе вни-
мание, заложил глубокий крен в
сторону японца. Противник понял,
что это разворот для атаки: также
круто развернулся на атакующе-
го. Но тут я заметил, что наш ис-
требитель, заложив демонстратив-
ный крен, удерживает машину в
прямолинейном полете. Это была
имитация атаки, тонкая хитрость.
И японец клюнул. В следующее
мгновение он уже понял свою
ошибку и попытался ускользнуть.
Но было поздно. Блеснул огонь
– и противник, словно споткнув-
шись, рухнул в реку. Это был Сер-
гей Грицевец».
А 26 июня Грицевец совершил
подвиг, ставший известным на всю
страну. В тот день у озера Буир-Нур
появилась группа из 17 японских
истребителей Кi-27. Навстречу ей
взлетело 27 И-16 и 13 И-15бис из
70-го ИАП во главе с командиром
полка майором В.М. Забалуевым.
Японцы развернулись и, не прини-
мая боя, ушли в направлении мань-
чжурского города Ганьчжур. Наши
истребители бросились в погоню.
Но первая группа японцев была
лишь приманкой. Над Ганьчжуром
к ним присоединилось еще до 40
истребителей. На помощь нашим
были подняты в воздух 20 И-16 и
21 И-15бис из 22-го ИАП.
В бою был сбит самолет
Забалуева, и командир полка
опустился на парашюте на мань-
чжурскую территорию, оккупиро-
ванную японцами. Грицевец уви-
дел происходящее, приземлился в
степи и вывез Забалуева на сво-
ем И-16. Грицевец рассказал, как
это было.
– Был у нас воздушный бой
с японцами. Врага мы потрепали
здорово и гнали его далеко. Вдруг
замечаю я, что Забалуева нет. А би-
лись мы рядом. Делаю круг, ищу
его сначала вверху, потом внизу и
вдруг вижу: Забалуев сидит на зем-
ле. А земля-то чужая, маньчжур-
ская. От границы километров 60.
На горизонте уж город виден –
Ганьчжур. И уже я ничего не чув-
ствую, ни о чем не думаю. Одна
мысль у меня: забрать командира
и улететь. Начинаю спускаться.
Все время, не отрываясь, смотрю
на Забалуева. И вижу: он бежит и
на ходу все с себя скидывает – па-
рашют, ремень, ну, словом, все тя-
желое. Бежит с пистолетом в руке.
Мне плакать захотелось, чест-
ное слово! Ну куда, думаю, ты бе-
жишь? Ну пробежишь 100, 200 ме-
тров, а дальше? Ведь до границы
60 километров. А там еще перейти
через фронт надо. Я так думаю: ве-
роятно, он застрелился бы. Не та-
кой человек Забалуев, чтобы сдать-
ся живым в руки врага.
…Вижу, что он мне машет ру-
кой: дескать, улетай, не возись со
мной! Он, конечно, не знал, что
это я. Он думал, какой-то совет-
ский летчик просматривает мест-
ность и маленько заблудился.
Каков Забалуев! Сам в таком по-
ложении, а за другого испугался.
И вот интересно: казалось бы,
не до этого, а вдруг я вспомнил,
как он накануне про своего сын-
ка маленького рассказывал. Черт
его знает, какая-то отчаянная неж-
ность у меня была к Забалуеву в
этот момент. «Погибну, – думаю,
– а выручу тебя!».
Захожу на посадку и, знаете,
так спокойно, на горке, ну слов-
но сажусь на свой аэродром. Рас-
считываю при этом так, чтоб сесть
возможно ближе к Забалуеву. Тут
ведь каждая секунда дорога... При-
земляюсь. Беру Забалуева в ство-
ре – так, чтобы подрулить к нему
напрямую, не теряя времени на
повороты. Самолет уже бежит по
земле. Прыгает. Место кочковатое.
Конечно, была опасность полом-
ки. Но что же, остались бы двое,
все же легче. А он уже бежит ко
мне, наперехват. Самолет остано-
вился. Надо было действовать без
промедления, секунда решала все.
Беру пистолет и вылезаю на пра-
вый борт. Сам озираюсь: не видать
ли японцев? Все боюсь: сбегутся,
проклятые, на шум мотора. Заба-
луев уже возле самолета. Лезет в
кабину. Говорить нет времени. Ли-
хорадочно думаю: «Куда бы тебя,
дорогой, поместить?» Самолет
ведь одноместный. В общем, вти-
скиваю его между левым бортом и
бронеспинкой.
Вдруг мотор зачихал. Забалуев в
этой тесноте захватил газ и прижал
его на себя. И винт заколебался,
вот-вот остановится. А повернуть-
ся ни один из нас не может. Вот
момент! Ведь если мотор заглох-
нет, завести его невозможно здесь!
Но тут я даю газ «на обратно», и
самолёт у меня как рвануло – и
побежал, побежал! Новая беда. Не
отрываемся… Оторвались! Убираю
шасси. Теперь новое меня волнует:
хватило бы горючего. Ведь груз-то
двойной. Высоты не набираю, иду
бреющим, низенько совсем, что-
бы не заметили. Таким манером
скользим над зеленой маньчжур-
ской травой.
Как дошли до речки, лег-
че стало. Тут и фронт показался.
Взяли машину «на набор». Взви
-
лись. Нашел я свой аэродром, сел,
выскочил.
– Ну, – кричу всем, – вытаски-
вайте дорогой багаж!
Никто не понял, думали, что
японца привез! А когда Забалуев
вылез – такой восторг! Ведь его
в полку страшно любят. Человек
он замечательный. Как командир
и вообще…»
Легенда гласит, что об этом
подвиге доложили Сталину, и тот
распорядился представить смель-
чака к геройскому званию. «Май-
ор Грицевец уже является Героем
Советского Союза», – осторожно
заметили помощники. «За такой
подвиг этот человек должен но-
сить два таких звания!» – подумав,
заключил Сталин. Так наш летчик
невольно создал прецедент повтор-
ного присвоения высшей степени
отличия.
В небе Халхин-Гола С.И. Гри-
цевец совершил 138 боевых выле-
тов. В воздушных боях сбил 12 са-
молетов противника.
Указом Президиума Верхов-
ного Совета СССР от 29 августа
1939 года «за образцовое выполне-
ние боевых заданий и выдающийся
героизм Герой Советского Союза
майор С.И. Грицевец награждается
второй Золотой Звездой Героя Со-
ветского Союза. Также указ пред-
писывал установить бронзовый
бюст Героя на его родине. Но ни
наградить первого в СССР дваж-
ды Героя Советского Союза дву-
мя золотыми медалями, ни уста-
новить его бюст не было никакой
возможности.
Место рождения Грицевца
оставалось тогда под поляками, а с
золотыми медалями и вовсе вышла
историческая неувязка. Едва 1 ав-
густа 1939 г. был подписан указ об
учреждении этой медали в форме
пятиконечной звезды с надписью
«Герой СС» на лицевой стороне,
как буквально на следующий день
в воздухе повис вопрос по поводу
«СС». К этому щекотливому ню-
ансу вернулись лишь 16 октября
1939 г. и внесли в указ изменения,
переименовав медаль «Герой Со-
ветского Союза» в медаль «Золотая
Звезда» и перенеся надпись «Герой
СССР» на ее обратную сторону. Но
ни одной этой медали Сергею Гри-
цевцу получить, к сожалению, не
довелось. Только маршал МНР Х.
Чойбалсан успел вручить ему мон-
гольский орден Красного Знамени
«За воинскую доблесть».
ПАМЯТЬ
12 сентября 1939 г. Грицевец и
20 других опытных пилотов были
отозваны из Монголии для участия
в походе РККА на Западную Укра-
ину и Западную Белоруссию, на-
чавшемся 17 сентября. Но за день
до этого похода 30-летний летчик-
ас, назначенный командиром 58-й
авиабригады Белорусского фрон-
та, погиб в нелепом летном проис-
шествии: на аэродроме Болбасово
(под Оршей) его только что сев-
ший истребитель был протаранен
другим садившимся самолетом…
Похоронили Сергея Грицев-
ца с почестями у Дома Красной
Армии в гарнизоне Болбасово.
Его жена в это время ждала ре-
бенка. Командование ВВС реши-
ло не сообщать ей о гибели мужа,
чтобы не расстраивать перед са-
мыми родами. Галина Грицевец
родила дочку, но так и не опра-
вилась после известия о гибели
мужа и болела несколько лет до
преждевременной смерти. Вну-
чек воспитала бабушка. Старшая
дочь Лариса посвятила себя ави-
ации, став специалистом по при-
боростроению, кандидатом тех-
нических наук. Младшая Нина
работала в Театре кукол Сергея Об-
разцова художником-модельером.
Память о дважды Герое Совет-
ского Союза Сергее Ивановиче
Грицевце достойно увековечена.
Имя бесстрашного летчика се-
годня живет в названиях улиц в
Москве (Внуково), Минске, Ба-
рановичах, Ганцевичах, Болбасо-
во, Орше, Молодечно, Кривом
Роге, Кургане, Златоусте, Харь-
кове, монгольском Чойбалсане,
Центрального минского аэроклу-
ба, Барановичской швейной фа-
брики, железнодорожной станции
в Барановичском районе, Москов-
ского Шереметьевского кадет-
ского корпуса, школ № 1788 во
Внуково, № 22 в Минске, № 15 в
Златоусте. Его имя носили рас-
формированное в 1999 г. Харь-
ковское высшее военное авиаци-
онное училище летчиков, улица
в центре Москвы в 1939–1993 гг.
(ныне – Большой Знаменский
переулок), сухогруз, построенный
в 1973 г. и списанный в 2015 г. В
Златоусте установлена памятная
доска на заводе, где он работал.
Его бюсты установлены в Шу-
михе, Болбасово, Минске, Бара-
новичах, на территории Крас-
нодарского высшего военного
авиационного училища летчиков.
А установленный перед Харьков-
ским ВВАУЛ в городке Рогань
бюст был варварски разрушен в
1990-е годы националистами. Ави-
аторы сами восстановили исто-
рическую справедливость: по их
инициативе памятник легендар-
ному белорусу был отлит вновь и
установлен в Чугуеве Харьковской
области, где базировался один из
полков училища.
В 2013 г. межрегиональная
общественная организация «Лет-
ное братство» передала в дар Цен-
тральному музею Великой Отече
-
ственной войны 1941–1945 гг. на
Поклонной горе бронзовый бюст
С. И. Грицевца.
В 2014 г. имя дважды Героя
присвоили школе № 2, располо-
женной на улице Грицевца в мон-
гольском городе Чойбалсан, а че-
рез пять лет на ее территории был
установлен его бюст. В школе соз-
дан музей, посвященный нашему
летчику.
В 2015 г. в Москве создан
Фонд по увековечению памяти
Героев Отечества имени первого
дважды Героя Советского Союза
Сергея Ивановича Грицевца «По-
бедитель», президентом которо-
го является Сергей Вячеславович
Архангельский, названный в честь
своего знаменитого деда. Фонд
проводит большую военно-патри-
отическую работу по сохранению
памяти С.И. Грицевца и других со-
ветских летчиков-героев в России,
ближнем и дальнем зарубежье.
ЗНАЙТЕ И ГОРДИТЕСЬ
Недавно благодаря докумен-
там Российского государствен-
ного военного архива удалось
выяснить, что 73-й отдельный
истребительный авиаотряд, в
котором в 1932 г. в Киеве на-
чинал свою службу С.И. Гри-
цевец, был в 1935 г. развернут
во 2-ю отдельную истребитель-
ную авиационную эскадрилью.
Осенью 1936 г. она перебазиро-
валась в город Васильков Киев-
ской области. В 1937 г. из этой
эскадрильи была выделена 71-я
ОИАЭ. А 11 мая 1938 г. там же в
Василькове из 71-й, 5-й и 109-
й ИАЭ был сформирован 43-й
истребительный авиационный
полк, сражавшийся всю Вели-
кую Отечественную войну, с
первого ее дня до последнего. В
1968–1990 гг. этот полк, пере-
формированный в 1961 г. в ис-
требительно-бомбардировочный,
дислоцировался в МНР на аэро-
дроме Чойбалсан, сравнительно
недалеко от Халхин-Гола, где
в 1939 г. храбро воевал Сергей
Грицевец.
Сегодня это прославленный
Севастопольский Краснознамен-
ный ордена Кутузова III степени
отдельный морской штурмовой
авиационный полк, воспитав-
ший дважды Героя Советского
Союза, более 20 Героев Совет-
ского Союза и Героя России,
двух космонавтов, нескольких
авиаконструкторов и летчиков-
испытателей. Вот уже 32-й год
полк находится в боевом строю
морской авиации Черноморского
флота.
Так что авиаторы-севасто-
польцы должны знать и по праву
гордиться тем, что в их авиацион-
ной части после окончания учи-
лища начинал свой боевой путь
легендарный летчик-ас Сергей
Грицевец, ставший первым дваж-
ды Героем Советского Союза.
Подготовил полковник в отставке
Юрий ЧУМАК
Неизвестное об известном
Человек изумительной храбрости
В День Героев Отечества мы, конечно, вспоминаем и Героев Советского Союза.
Первыми этой высшей степени отличия в СССР удостоились
20 апреля 1934 года семь полярных летчиков за спасение терпящих бедствие
пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». А в 1939 году в стране
появились и дважды Герои Советского Союза. Ими стали майоры С.И. Грицевец
и Г.П. Кравченко. О первом из них и будет наш рассказ, ведь недавно выяснилось,
что его служебная биография тесно связана с одной из авиачастей морской
авиации Черноморского флота. Впрочем, обо всем по порядку.
Сергей Грицевец и Вячеслав Забалуев
Сергей Грицевец